Елена Саркисова

О развитии эмоций и самосознания детей в процессе их социализации

 О развитии эмоций и самосознания детей в процессе их социализации

Одним из важнейших способов социализации является эмоционально опосредованное формирование эмоций по отношению к нормам, ценностям и правилам, принятым в обществе. Такие эмоции и могут быть названы социальными.

Специально организованное в старшем дошкольном возрасте обучение способствует развитию социальных переживаний, помогая процессу социализации ребенка. Социальные переживания, отражающие отношение ребенка к социальному окружению и своему месту в нем наряду с Я -переживанием являются одним из механизмов становления идентичности детей дошкольного возраста. Особо значим для развития эмоциональных переживаний является эмоциональный опыт, который определяет их содержание.

Процесс социализации дошкольника сложен, роль социальных эмоций в нем велика.

В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Ребёнок изначально социален, поскольку он максимально зависим от окружающих его людей. Знакомство с социальным миром происходит с рождения ребёнка. Насколько осознанно и успешно он усвоит необходимые для его социальной жизни знания, настолько ребёнок будет адекватен во взаимодействии с окружающими.

Необходимо направлять воспитательную работу таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя уверенным, защищенным, счастливым, убежденным в том, что его любят, удовлетворяют его разумные потребности. Целостность в осмыслении понятий социальной действительности достигается благодаря широкому использованию литературы, музыкальному, изобразительному материалу, а также собственному творческому использованию окружающей действительности. Важно создание нравственно-этических ситуаций как важнейшего условия для возникновения эмоционально-творческого переживания действительности. Большое место занимает совместная деятельность взрослого и ребенка по закреплению понятий в разных формах.

Кроме того, создаются условия для свободной и самостоятельной деятельности детей. Занятия проводятся в форме увлекательных и познавательных игр, т.к.  игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически естественной возрасту ситуации общения.

Содержание обучения должно выводить ребенка за пределы его непосредственного личного опыта в сферу опыта человеческого и тем самым давать ребенку новую форму жизни в обществе – взаимодействие с обобщенными, общечеловеческими знаниями. Ребенку предлагается мысленно стать участником событий, дать оценку поступков героев, предложить и обосновать свой вариант поведения.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Для качественного развития процесса социализации выделяются следующие направления:

 -  работа с детьми;

 -взаимодействие с родителями;

 -работа с педагогами.

При этом в работе с детьми особое внимание надо обратить на следующие аспекты:

-адаптация детей раннего возраста;

-совместные игры, направленные на понимание эмоций (чувств) в старшем дошкольном возрасте;

- выявление структуры и коррекция межличностных отношений в подготовительных группах.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении. Общение предполагает понимание людьми друг друга. В каждой группе детского сада разворачивается сложная картина детских отношений. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, помогают друг другу. Все эти отношения остро переживаются детьми. С детьми разных возрастных групп должны использоваться:

- адаптационные игры, помогающие на телесно-и предметно-игровом уровнях формировать доверительные взаимоотношения детей со взрослыми, вызывать интерес к действиям взрослого, учить ориентироваться в игровом помещении, обмениваться со сверстниками игровыми действиями и предметами;

-игры, направленные на социальное развитие, формирующее эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками и вызывающие положительные эмоции к партнеру по игре.

В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Ими могут являться:

· семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);

· детский сад (в первую очередь воспитатели);

· общество (сверстники, друзья).

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Семья должна быть непосредственно взаимосвязана с ДОУ. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условия для полноценного процесса социализации ребенка-дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность. 

Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал все виды социализации ребёнка  и давал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем. Необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

Для осуществления успешной и полноценной социализации ребенка-дошкольника в ДОУ должны соблюдаться следующие условия:

содержание образовательного процесса должно делать упор на учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, целостное развитие ребенка в единстве интеллектуально-аффективного, в системе знаний, опыта осуществления деятельности и эмоционально-ценностного отношения к изучаемому материалу; необходимо придерживаться учета возрастных, индивидуальных, личностных особенностей детей дошкольного возраста; необходимо выполнять условие преемственности во взаимодействии ДОУ и семьи для успешного построения единого воспитательно-образовательного пространства и обеспечения развития детей. Родители должны быть ознакомлены с перспективным планом работы по ознакомлению детей с социальной действительностью. Для этого каждый месяц в родительских уголках должен размещаться перспективный план по изучаемой теме и предлагаться рекомендации по работе с детьми: беседы, экскурсии, совместные мероприятия.

Наша задача — воспитание активной творческой личности, способной к самореализации, умеющей устанавливать гармоничные отношения с другими людьми, с самим собой.

2 февраля 2016 в 10:36

Прикреплённые файлы:

Документ: О развитии эмоций и самосознания детей в процессе их социализации

Описание файла:

Файл называется: o-razviti-yemocii-i-samosoznanija-detei-v-procese-ih-socializaci_im0hu.docx

Это официальный файл организации «Елена Саркисова», в нём содержится О развитии эмоций и самосознания детей в процессе их социализации.

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.