Елена Саркисова

Поэтические тексты В СОЦ.

 Поэтические тексты в социально-эмоциональном развитии ребенка

Наиболее активно социальное и эмоциональное развитие дошкольников происходит при восприятии поэтических текстов. Именно в стихах воспевается любовь к родному краю, людям, чтоспособствует  гражданскому, патриотическому и нравственному воспитанию. Воспетая в стихах образность человеческой натуры помогает глубже увидеть разнообразие всех форм отношений между людьми. Обращенные к сердцу ребенка поэтические тексты помогают получить глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Таким образом, создаются условия для формирования социальной адаптации ребенка к жизни в обществе.

При этом в поэтических произведениях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях и чувствах героев. Ребенок учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им, верит в силы добра, приобретает уверенность в них и в себе, преодолевает негативные стороны формирующейся личности.

Вместе с тем, ребенок старается быть участником общественной жизни, выражать свое личное отношение к происходящему и по-своему его характеризовать,  быть бережливым, заботливым,  доверительным к близким, доброжелательным  и уважительным к взрослым и детям.

Поэтическое описание социального мира помогает ребенку осмыслить жизненные наблюдения и через слово обобщить впечатления,  представить и понять признаки социальных явлений, которые раньше им не воспринимались.

Значимым в совместной деятельности детей является использование различных лексических средств: метафор, эпитетов, образных выражений.А также фонетических средств:использование ритма, рифмы.

 

Рекомендации к использованию поэтических текстов в социально-эмоциональном развитии дошкольников.

1. Дети должны воспитываться на доступных и красивых произведениях. При выборе произведений о социальном мире для чтения с детьми дошкольного возраста в первую очередь необходимо использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Наряду с классическими произведениями включаются и литературные произведения наших современников, поскольку постоянно меняющиеся лексические средства, используемые для описания явлений и объектов социального мира, находят свое отражение и в литературных произведениях. 

2. Подбор поэтических произведений должен быть разнообразен. В него включены сказки, потешки, стихи, пословицы, поговорки, загадки. При этом используются следующие  критерии:

 -эмоциональная насыщенность произведения: выразительный язык, захватывающая композиция, яркая смена эмоциональных состояний героев;

-социально – нравственный смысл произведения: борьба добра и зла, наличие нравственных эталонов;

 - соответствие содержания возрасту детей.

3. Навыками анализа поэтического текста дети дошкольного возраста не владеют. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому  целесообразно использовать пошаговый алгоритм работы над произведением.

· Чтение произведения.

· Беседа о прочитанном.

· Рассматривание иллюстраций.

· Игры-беседы детей с персонажами.

· Этюды на выражение эмоций у детей.

· Игры-драматизации по содержанию поэтических произведений.

· Установление связи между идей произведения и жизненным опытом детей.

4. Большая роль в работе над поэтическими произведениями возлагается на воспитателя. Ребенок лучше поймет смысл произведения, если голос, мимика и жесты педагога будут эмоционально окрашены, способные достучаться до глубин детской души. Систематическая работа над поэтическими произведениями помогает ребенку не только развивать его эмоциональную сферу, но и проявлять артистические способности, что благотворно влияет на социальную адаптацию.

5. Эффективными средствами обобщения всех полученных детьми знаний о жизни людей могут стать тематические праздники, игры-драматизации, организованные взрослыми с использованием усвоенного литературного материала (речевок, считалок, коротких стихотворений, пословиц, поговорок, загадок).Формирование эмоций и чувств, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания. В результате у ребенка меняются его взгляды на мир и отношения к окружающим, проявляется способность познавать и контролировать свои эмоции. 

2 февраля 2016 в 10:45

Прикреплённые файлы:

Документ: Поэтические тексты В СОЦ.

Описание файла:

Файл называется: poyeticheskie-teksty-v-soc_im0hu.docx

Это официальный файл организации «Елена Саркисова», в нём содержится Поэтические тексты В СОЦ..

Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.